Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 26.03.2025

Здоровье детей и взрослых является социальным богатством общества. Поэтому поговорим сегодня о сохранении здоровья школьников.

Школьная среда, трудности на уроках, сложные коммуникации со взрослыми и сверстниками – всё это может быть фактором риска для здоровья детей, поэтому все сотрудники школы ставят приоритетной задачу сохранения здоровья школьников.

О том, что здоровье также заразительно, как и болезнь, писал Ромен Роллан.

«Заразить здоровьем!» – вот цель учителей, активно, планомерно и регулярно использующих здоровьесберегающие технологии в обучающей деятельности.

Как мы это делаем? Используем различные виды учебной деятельности, следим за сменой динамических поз на уроке. Главные помощники здоровьесбережения в структуре урока – физкультминутки. Находясь в тесном сотрудничестве с родителями, изучив данные о физиологических возможностях каждого ребёнка, учитель может проводить дифференцированные физкультминутки, выдав каждому ребёнку памятку с комплексом упражнений: для улучшения осанки, для профилактики плоскостопия и другие.

Для расширения зрительно-двигательной активности проводятся физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров: разного рода траекторий, офтальмотренажёров, по которым дети «бегают» глазами.

В арсенале учителя есть упражнения психологической саморегуляции, аутотренинги, помогающие снять напряжение, улучшить настроение.

Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной системы, понимали, что только совместными усилиями со взрослыми можно получить необходимые результаты: контролировали свою осанку, наклон головы, положение корпуса при письме.

Не только минутки отдыха, но и содержание учебного материала может сосредоточить внимание ученика на отношении к своему организму, к своему здоровью. Например, на уроке русского языка учитель для списывания может предложить пословицы, содержащие изучаемые орфограммы, с обязательным обсуждением их значения, использования в речи:

«Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт».

На уроке чтения при обсуждении сказок и рассказов затрагиваются вопросы правильного поведения, чего надо избегать, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье. А на математике можно предложить ребятам задачу, содержащую информацию о строении тела человека или о выборе способа приготовления блюда для большего сохранения в нем полезных веществ. Решите?

При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого? Предположите, куда деваются эти кости?

Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками? А вы знаете, чем полезен калий, содержащийся в картофеле «в мундире»?

В арсенале семьи для здоровьесбережения имеются режим дня, физические активности, закаливание. Современный ребенок – это ребенок со смартфоном. Мы не можем и не должны вовсе оградить ребенка от «дружбы» с телефоном, но постараться свести к минимуму риски вреда здоровью обязаны.

Для этого надо показать удобные и безвредные варианты позы, в которой ребенок смотрит на экран, например, такую: телефон располагается на уровне глаз (на подставке), а ребёнок сидит на подходящем во высоте стуле. Также приглашаю родителей быть союзниками учителей и воспитателей в вопросе ограничения времени погружения в телефон.

Правильная организация обучения и отдыха с использованием здоровьесберегающих технологий даст возможность предотвратить перегрузки у школьников, улучшит настроение и мотивацию, а также поможет детям осознать важность сохранения здоровья.