Мы, взрослые, мыслим, выстраивая информацию в логические цепочки. У современных детей информация воспринимается целостными образами, к которым уже сформировано определенное отношение. Мы имеем дело с так называемым клиповым мышлением. Поэтому учебный материал лучше строить на недлинных, ёмких, содержательных текстах.
Многим сложно учить стихотворения наизусть, сложно запоминать правила, теоремы, определения. Для решения проблемы и на уроке, и дома включаем различные техники запоминания, например, мнемотехнику. У учителей нашей школы есть опыт использования мнемотехники при заучивании наизусть, при запоминании правил, при написании изложений.
Для визуализации материала на помощь приходят инструменты московской электронной школы, учителя используют их в урочной деятельности, а дома можно использовать материалы, прикрепленные к уроку.
Проблема концентрации внимания раньше иногда бывала у младших школьников, им требовалось переключение, отдых. Сейчас и в средней школе бывает, что ученикам нужна передышка, чтобы они были способны концентрироваться дальше.
Также отмечу, что они жаждут внимания. Они всеми силами стараются переключить внимание взрослого на себя, не слушают других учеников. Если их не заметили, не дали высказаться, могут обижаться. В век, когда люди общаются между собой преимущественно по телефону и в интернете, детям гораздо сложнее адаптироваться к непосредственному общению со сверстниками. Сегодня у ребенка масса друзей в сети, но ему трудно общаться и решать проблемные ситуации в реальном мире сверстников.
Детям вместе со взрослыми необходимо расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Когда родители требуют от ребенка выключить компьютер или телевизор, оставить в покое телефон и прекратить обмениваться сообщениями, им нужно быть готовыми что-то предложить ребенку взамен: настольную игру, прогулку, поездку – живое общение. Учителя и воспитатели тоже могут помочь решить проблему с социализацией и жаждой ребенка обратить на себя внимание. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт. После игры на перемене, в группе присмотра и ухода можно предложить детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт: соблюдались ли правила, чему научились, почему с кем-то из ребят было легко и интересно. Можно предлагать детям игры, помогающие учиться улаживать споры, общаться, выходить из сложных ситуаций.
Различия в мировосприятии, поведении у детей разных поколений очевидны. И невозможно в обучении и воспитании современного ребенка применять подходы и методы, бывшие актуальными десятилетия назад. Мудрость и талант педагогов и родителей позволяют раскрыть уникальность каждого нового поколения и неповторимость каждого конкретного ребенка.