Читать или не читать? Вот в чём вопрос! 06.12.2024

Современных детей с младенчества окружает мобильная реальность: телевизоры, смартфоны, дети привыкают получать информацию вовсе не из книг.

Поэтому и родители, и воспитатели в дошкольных группах, и учителя видят, что дети перестали читать, да и чтение взрослых им слушать неинтересно.

Родители стали задаваться вопросом: а может перестать вовлекать ребёнка в процесс чтения, не погружать его в мир книг?

Несмотря на цифровизацию нашей жизни, книге в ней обязательно должно быть место. Ведь чтение — это один из способов развития критического мышления, креативности, коммуникации, координации, - тех гибких навыков, которые нужно развивать всем, кто хочет достичь успеха в жизни.

«Начитанность» помогает ясно излагать свои мысли, что пригодится при ответе в школе, на собеседовании или совещании. Во время чтения работает воображение, что развивает креативность, умение творчески подходить к решению учебных и жизненных задач.

Художественная литература значительно расширяет словарный запас. Значения многих слов становятся понятны из контекста и легко запоминаются.

Чтение эффективно развивает способность концентрировать внимание, что позволяет доводить дела до конца. Зрительная память, которая также работает во время чтения, поможет лучше запомнить, как пишутся слова.

Согласившись, что чтение продолжает оставаться необходимым участником процесса развития ребёнка и становлении его личности, получаем следующий вопрос:

как сделать так, чтобы ребёнок полюбил процесс чтения, общения с книгой?

Чтобы это произошло, нужно ребёнку много читать, с самого детства. Пусть сначала в его жизнь войдут герои Барто и Маршака, потом ребёнок полюбит Незнайку, начнёт понимать игру слов Хармса.

Важно помнить, что пробудить интерес к чтению ребёнка нужно в первые 10 лет его жизни.

Книги помогут вести разговор о добре, любви, дружбе, умении прощать, расскажут о смелости, чести и памяти поколений. Все ценности, которые будут привиты в этом возрасте, будут влиять на всю последующую жизнь ребёнка.
  • На первых шагах овладения умением читать, можно показывать ребёнку, как хорошо, что он умеет это делать. Ведь он может прочитать название улицы в незнакомом месте, узнать, есть ли в меню его любимое блюдо. Читая ребёнку, дойдите до самого интересного момента в книге и отвлекитесь на свои дела. Он обязательно сам возьмёт книгу в руки.
  • В школьном возрасте обсуждайте с детьми прочитанное, давайте возможность поразмышлять над книгой. «Правильно ли поступил герой?», «Что на его месте сделал бы ты?»
  • Предлагая к прочтению книгу, вместо «Эта книга интересная», скажите «Эта книга мне очень дорога. Когда я был в твоем возрасте, я зачитывался ей, а теперь хочу обсудить ее с тобой».
  • Выбирая книгу для детского чтения, можно обратить внимание ребёнка на книги, рассказывающие о его увлечениях, или на те, по которым сняты фильмы: «Интересно, а что изменил автор сценария? Как это показал режиссер?»

Во многом мы учим детей своим примером, поэтому помним, что только у читающих родителей ребёнок будет интересоваться чтением, брать в руки книгу. Хочу, обращаясь к детям и взрослым, закончить словами из передачи о книжных новинках: «Читайте и будьте счастливы!»