– Есть темы, просто созданные для дискуссий. Школьная форма – одна из таких бесконечно обсуждаемых тем. Существуют ярые сторонники школьной формы и ярые противники дресс-кода ученика.
Давайте сегодня порассуждаем о школьной форме. И мне бы очень хотелось в конце нашего разговора убедить вас в том, что школьная форма – это важно, нужно, правильно и красиво!
– Мы никогда эту тему не обсуждали и не спорили со школьной формой, это было требование, которое все безукоризненно соблюдали.
– Немного исторической справки: в России школьную форму впервые утвердили в 1834 году, при императоре Николае I. Интересно, что эта униформа входила в систему гражданских мундиров Российской империи, то есть гимназисты ставились в один ряд с чиновниками и военными. За неопрятный вид, а уж тем более за отсутствие какого-либо утверждённого элемента формы следовало суровое наказание. Причём носить «гимназический мундир» следовало и во внеучебное время! Опять же, под страхом взыскания. Регламентировались требования не только к одежде и обуви, но и к причёске.
Во все времена школьная форма дисциплинировала, настраивала на учебный лад. Дети в школьной форме выглядят аккуратно, у них формируется привычка выглядеть достойно. Это корпоративный стиль, вопрос статуса и престижа, часть общешкольной культуры. Благодаря школьной форме ребята ощущают себя частью школьного сообщества.
– Мне кажется, мы нашли оптимальное решение. В нашей школе принят деловой стиль в одежде: единая цветовая гамма и единый стиль. У семьи остаётся возможность выбора между платьем, сарафаном, набором из блузки и юбки или брючным костюмом для девочек, между пиджаком и жилетом, джемпером для мальчиков. Никто не запрещает сочетать, например, футболку и пиджак. Это обеспечивает и разнообразие, и единообразие одновременно. Форма бывает повседневной, парадной и для занятий физической культурой.
Более того, требования к внешнему виду предъявляются не только к ученикам, но и к учителям. Наши учителя тоже придерживаются официально-делового стиля в одежде и никогда не проводят уроки, например, в джинсах.
«Одинаковая одежда не даёт детям и подросткам проявить индивидуальность, личный вкус, загоняет в рамки, ограничивает возможности для самовыражения».
Я часто слышу такое мнение от противников школьной формы. Повторюсь, мы не говорим об одинаковой одежде, мы говорим о едином стиле во внешнем виде. Как мне кажется, в различных ситуациях, на различных мероприятиях в разные времена года уместен определенный внешний вид. Что я имею ввиду: никому из нас не придёт в голову пойти в театр, например, в спортивном костюме, вряд ли кто-то поедет в лес собирать грибы в смокинге и точно никто не пойдёт на деловой приём в джинсах. Тогда почему можно приходить на уроки так, как душе угодно?
В школе достаточное количество способов найти варианты для самовыражения: учёба, олимпиады, конференции, спорт, творчество, танцы. Доказывайте то, что вы лучший своими результатами, а не новыми модными джинсами, которые купили родители.
– Наше правительство поддерживает школьную форму, эта тема широко обсуждается, разрабатывается большое количество предложений и документов.
Сейчас разрабатывается ГОСТ, который будет регламентировать требования к производителям одежды для школьников. Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о планах по введению единой школьной формы во всех школах страны. Соответствующий законопроект был внесён для рассмотрения в Государственную думу.
– Ответ однозначный – школьную форму!
Принимая решение о том, что надеть, как себя украсить, всегда помните: ваш внешний вид – это культура и уважение, прежде всего, к людям, к которым вы идёте. Это понимание того, где вы находитесь и как должны себя вести в данном конкретном обществе или месте.